РУС БЕЛ ENG

Личная безопасность

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

МЕХАНИЗМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ПОСТРАДАВШИМ
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

 

 1. Для целей настоящего Механизма применяются следующие термины и их определения:

информированное согласие письменный документ, в котором пострадавший дает согласие на оказание определенного вида помощи;

несовершеннолетний, пострадавший от сексуального насилия (далее – пострадавший), лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, в отношении которого имеется информация о совершении любого из преступлений, предусмотренных ст. 166, 167, 168, 169, 170, 171, 171 , 181, 181 , 343, 343 УК, что подтверждено фактическими данными (результаты оперативно-розыскной деятельности, материалы доследственной проверки или уголовного дела, поступившее заявление или сообщение и др.);

региональная карта помощи – печатное издание, в котором отображены адреса, наименования, контакты организаций и центров, оказывающих бесплатную помощь пострадавшим;

сексуальное насилие – вовлечение лица с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами в целях получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Может выражаться в широком спектре проявлений сексуальной активности: предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация в присутствии ребенка, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо объектом или предметом, включая пальцы или пенис, демонстрация порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию с животными, вуайеризм (периодическая или постоянная наклонность наблюдать за занимающимися сексом или раздевающимися), а также коммерческая сексуальная эксплуатация ребенка в целях получения выгоды в денежной или иной форме.

2. Субъектами, осуществляющими противодействие сексуальному насилию в отношении несовершеннолетних (далее — субъекты), являются:

комиссии по делам несовершеннолетних;

органы внутренних дел; государственные органы, входящие в систему Следственного комитета;

органы управления здравоохранением, государственные организации здравоохранения;

органы управления образованием, учреждения образования;

органы по труду, занятости и социальной защите;

общественные объединения и иные организации.

Комиссии по делам несовершеннолетних являются координаторами по обеспечению взаимодействия субъектов и осуществления комплексного оказания помощи пострадавшему.

3. Пострадавший имеет право на применение в отношении него следующих мер по защите и реабилитации, оказании помощи:

3.1. обеспечение безопасности. Меры применяются органами внутренних дел, государственными органами, входящими в систему Следственного комитета, предполагающие использование следующих механизмов:

неразглашение сведений о личности;

использование технических средств контроля;

прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров;

личная охрана, охрана жилища и имущества;

изменение паспортных данных и замена документов;

запрет на выдачу сведений.

Перечисленные меры безопасности применяются в соответствии с Положением о порядке применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2016 № 44.

Информация о пострадавшем или об обстоятельствах сексуального насилия, обнародование которой создает угрозу его жизни или здоровью, не подлежит разглашению;

3.2. медицинская помощь. Оказывается государственными организациями здравоохранения в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях оказания медицинской, в том числе психиатрической помощи анонимно, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения от 24.07.2021 № 111, в виде необходимых медицинских услуг в соответствии с перечнем, определяемым Министерством здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания пострадавшего. При наличии отклонений в состоянии психического здоровья осуществляется оказание психиатрической помощи и психологической коррекции личностных проблем;

3.3. предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания. В возрасте до трех лет оказывается государственными организациями здравоохранения, а в возрасте от трех до восемнадцати лет — в социально-педагогических центрах на срок до шести месяцев;

3.4. психологическая помощь. Оказывается органами управления здравоохранением и учреждениями образования в виде психологического консультирования, психологической коррекции, психологической профилактики. На основании ст. 18 Закона Республики Беларусь № 153-З «Об оказании психологической помощи» пострадавшим в возрасте до 14 лет психологическая помощи оказывается без согласия законных представителей.

Помощь несовершеннолетнему в рамках уголовного процесса оказывается одним и тем же специалистом (психологом) в ходе предварительного следствия и в суде;

3.5. содействие в трудоустройстве, а также помощь в обучении на профессиональных курсах. Оказывается органами по труду, занятости и социальной защите;

3.6. правовая помощь пострадавшему и его законным представителям*. Оказывается органами управления образованием, учреждениями образования, территориальными центрами социального обслуживания населения;

3.7. иная помощь, оказывается в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

4. Субъекты при выявлении пострадавшего:

4.1.незамедлительно информируют государственные органы, входящие в систему Следственного комитета и органы внутренних дел о пострадавшем;

4.2. выясняют, нуждается ли в услугах переводчика, предоставляют такие услуги в случае необходимости;

4.3. выясняют наличие законных представителей;

4.4. уведомляют законных представителей* о местонахождении;

4.5. оказывают в пределах компетенции соответствующую помощь;

4.6. информируют пострадавшего и его законных представителей* начиная с первого контакта, о конкретных услугах по оказанию помощи, видах помощи, оказываемых государственными органами, учреждениями, организациями и общественными объединениями, после чего выдают «Региональную карта помощи»;

4.7. при заинтересованности пострадавшего и (или) его законных представителей* оформляют информированное согласие по форме согласно приложению № 1, в котором указываются выбранные пострадавшим виды помощи.

В случае отказа пострадавшего и его законных представителей * от подписи или ознакомления с информированным согласием, должностное лицо учиняет соответствующую запись в нем об отказе.

Информированное согласие в течение суток направляется в комиссию по делам несовершеннолетних (по фактическому месту проживания) для учета и координации работы по оказанию помощи пострадавшему.

4.8. направляют и при необходимости сопровождают пострадавшего в соответствующий компетентный орган для применения мер по защите и реабилитации.

4.9. в течение суток, в зависимости от вида помощи, выбранного пострадавшим и (или) его законным представителем*, в государственный орган, учреждение, организацию или общественное объединение, указанное в «Региональной карте помощи», по месту фактического проживания несовершеннолетнего посылается направление по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от сексуального насилия по форме согласно приложению № 2.

4.10. при доставлении пострадавшего или поступлении направления по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему
от сексуального насилия, в государственный орган, учреждение, организация или общественное объединение принимают меры по оказанию помощи в рамках компетенции, о чем в десятидневный срок информирует комиссию по делам несовершеннолетних (по месту фактического проживания).

Субъекты обеспечивают конфиденциальность полученной информации.

5. Реабилитация пострадавших осуществляется на всех этапах медицинской, психиатрической и психологической помощи.

Для детей в возрасте до З лет реабилитация проводится в организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения.

6. Контроль за реализацией настоящего Механизма осуществляется субъектами в рамках компетенции.

Министерство образования является ответственным за сбор и своевременность обновления содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь пострадавшим. В случае внесения изменений в указанную информацию Министерство образования обеспечивает своевременное информирование об этом субъектов.

Министерства здравоохранения, образования, внутренних дел, труда и социальной защиты, следственный комитет в случае изменения содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь, обеспечивают ее предоставление в течение 3 дней в Министерство образования.

Субъекты обеспечивают размещение информации, содержащейся в «Региональной карте помощи», на официальных сайтах и иных Интернет-ресурсах.

  *Примечание: в случае, если в отношении пострадавшего совершены Действия со стороны лица, от которого оно находится в зависимом положении (отец, мать, отчим и т.д.), то все действия, предполагаемые для законного представителя, производятся для органа опеки и попечительства.

 

свернуть

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДООПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

1. Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, осуществляется в пределах компетенции работниками учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел (далее - субъекты профилактики):

  • при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому;
  • при получении информации об аутоагрессивном поведении несовершеннолетнего в ходе мониторинга сети Интернет либо при поступлении заявлений граждан;
  • медицинскими работниками - при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения;
  • педагогическими работниками - при проведении бесед с обучающимися, наблюдении за ними, получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц (одноклассников, одногруппников, друзей, родственников) о склонности к суицидоопасному поведению;
  • педагогами-психологами учреждений образования - при проведении психодиагностического исследования суицидального поведения обучающихся;
  • работниками органов внутренних дел - при совершении несовершеннолетними противоправных действий.

2. К категории несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, следует относить несовершеннолетних:

  • совершивших попытку суицида;
  • имеющих тенденцию к самоповреждению (порезы, раны); демонстрирующих суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные);
  • переживающих тяжелые утраты (смерть родителя, значимого человека, особенно в течение первого года после потери);
  • находящихся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.);
  • имеющих признаки депрессивного расстройства.

3. При выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, субъекты профилактики в течении 1 дня информируют законных представителей несовершеннолетнего о возможностях:

  • получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования, специализированной помощи (психологической, психотерапевтической, психиатрической) в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
  • ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками Интернет- услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер антивирусного программного обеспечения с функцией «родительского контроля».

4. Субъекты профилактики при выявлении несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, с согласия законных представителей несовершеннолетнего, в течение 1 рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.

Информация должна в обязательном порядке содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, проявления суицидоопасного поведения, предпринятые меры.

5. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право приглашать законных представителей несовершеннолетнего на заседание территориальной комиссии по делам несовершеннолетних в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.

6. В случае выявления несовершеннолетнего, склонного к суицидоопасному поведению, либо получения соответствующей информации:

6.1. работники учреждения образования в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации предлагают законным представителям и несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования; в случае согласия - обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законным представителям психологической помощи и социально¬педагогической поддержки в учреждении образования.

6.2. работники учреждения здравоохранения в день обращения несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения обеспечивают организацию и оказание ему специализированной медицинской помощи;

передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15-17 лет в районные военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетних.

7. Работники территориальных органов внутренних дел:

7.1. обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего при оказании ему медицинской помощи медицинским работником в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц;

7.2. оказывают помощь законным представителям несовершеннолетнего в доставке его в учреждение здравоохранения, оказывающего психиатрическую помощь по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации его осмотра врачом- специалистом в области оказания психиатрической помощи.

свернуть

АЛГОРИТМ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И (ИЛИ) СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О НАЛИЧИИ ПРИЗНАКОВ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие– преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера

со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

  

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

 

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].

свернуть

«Правило нижнего белья» или простые беседы для защиты ребенка от насилия

 

ПАМЯТКИ:

Границы моего тела (Буклет для детей)

Правила по общению с незнакомцами (Памятка для детей)

Последствия насилия над детьми (Буклет для родителей)

 

Примерно каждый пятый ребенок становится жертвой одной из форм сексуальных домогательств и насилия. Это не зависит от пола, возраста, цвета кожи, социального класса, религии. При этом лицо, совершающее такие действия, часто является человеком, которого ребенок знает и которому доверяет.

Вы можете предотвратить эту трагедию.

Главное – доверительные отношения с ребенком. Это подразумевает открытость, решительность, прямоту, дружескую атмосферу, в которой нет страха.

В этом вам может помочь «Правило нижнего белья».

Ребенок никогда не бывает слишком мал, чтобы обучать его  «Правилу нижнего белья», потому что домогательства могут иметь место в любом возрасте. «Правило нижнего белья» помогает детям понять очевидную, легко запоминающуюся границу: а именно нижнее белье. Это также помогает родителям начать обсуждение с детьми. Если дети не уверены в том, является ли поведение человека приемлемым, убедитесь в том, что они обратятся за помощью к взрослому, который пользуется их доверием. Родители могут объяснить, что некоторые взрослые (например, врачи) иногда должны касаться детей, но дети должны смело сказать «Нет», если ситуация им неприятна.

Итак, что необходимо знать ребенку в соответствии с «Правилом нижнего белья».

Когда мы находимся в окружении других людей, ВАЖНО ЗНАТЬ:

У каждого человека есть разные части тела. Есть части тела, которые видят все и есть части тела, которые закрыты одеждой.

В любое время года у нас открыты лицо и руки. А тело (торс) чаще всего закрыто одеждой, хотя в жару мы можем снимать одежду, оставаясь в трусиках и купальниках.

Но есть части тела тайные, которые никому не показывают. Они всегда закрыты одеждой. До этих частей нашего тела (они еще называются интимными) не должен дотрагиваться никто, даже мама и папа. Исключение – если что-то болит. Тогда до них могут дотронуться врач, родители.

Это очень важный закон неприкосновенности. И кто его нарушает – преступник.

Когда мы находимся в окружении других людей, ВАЖНО ПОМНИТЬ ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА:

  • «Тайные» части тела никому нельзя показывать (кроме оговоренного случая).
  • До интимных мест никому нельзя позволять дотрагиваться.
  • Если кто-то просит вас дотронуться до тайных мест, надо сказать твердое «НЕТ».
  • Если сказать нет не получается (страшно сказать или не прислушались), об этом надо обязательно сказать близкому взрослому человеку.
  • Слова, которыми вы можете сказать об этом маме, папе, учителю, воспитателю: «Этот человек пристает ко мне».

 

У «Правила нижнего белья» имеется 4 важных аспекта.

  1. Твое тело принадлежит только тебе. Детей нужно научить тому, что их тело принадлежит им, и никто не может касаться его без разрешения. Дети имеют право отказаться от поцелуя или прикосновения, даже со стороны человека, которого они любят. Детей нужно учить тому, чтобы они говорили «Нет», причем сразу же и твердо, в связи с неуместным физическим контактом, для того, чтобы избегать небезопасных ситуаций и сообщить о случившемся тому взрослому, который пользуется их доверием. Важно подчеркивать, что они должны настойчиво об этом говорить, пока кто-нибудь не воспримет это всерьез.
  2. Хорошее прикосновение – плохое прикосновение.

Дети не всегда различают подходящие и неподходящие прикосновения. Объясните детям, что плохо, если кто-то осматривает их интимные части тела, касается их или просит посмотреть на «тайные» части тела другого человека или коснуться их.

  1. Хорошие тайны – плохие тайны.

Действия под покровом тайны – это основная тактика тех, кто занимается сексуальными домогательствами. Поэтому столь важно обучить детей различию между хорошими и плохими тайнами, а также создать атмосферу доверия. Любая тайна, которая вызывает у них подавленность, дискомфорт, страх и отчаяние – это плохая тайна и ее нельзя хранить в себе; о ней нужно рассказать тому взрослому, который пользуется у ребенка доверием (одному из родителей, учителю, психологу, сотруднику милиции или врачу). Родители должны поощрять ребенка в том, чтобы они делились с ними плохими тайнами.

  1. Ответственность за предупреждение и защиту лежит на взрослых.

Когда дети подвергаются домогательствам, то они чувствуют стыд, вину и страх. Родители должны избегать того, чтобы создавать запретные темы вокруг половых вопросов, а также им нужно добиваться, чтобы дети знали, к кому они могут обратиться, если они чувствуют обеспокоенность, подавленность или отчаяние. Дети могут чувствовать, что что-то происходит неправильно. Родители должны быть внимательными и открытыми в отношении чувств и поведения своих детей. Может быть много причин, почему ребенок отказывается от контакта с другим взрослым или с другим ребенком. Это нужно уважать. Дети должны всегда чувствовать, что они могут говорить со своими родителями об этих вопросах. Взрослые существуют для того, чтобы помогать детям в их повседневной жизни. Предупреждение сексуального насилия является, прежде всего, ответственностью взрослых, и поэтому столь важно не перекладывать весь груз на плечи детей.  

Другие полезные советы для соблюдения «Правила нижнего белья».

Детям нужно рассказывать о тех взрослых, которые могут стать частью их безопасного окружения. Им нужно помогать в том, чтобы выбрать тех взрослых, которым они могут доверять, которые открыты для общения и готовы их выслушать и им помочь.

В большинстве случаев лицо, совершающее домогательство, является человеком, которого ребенок знает. Для маленьких детей особенно трудно понять, что человек, который их знает, может их домогаться.

 

Родителям нужно помнить о процессе «ухаживания», который домогатели используют для того, чтобы завоевать доверие ребенка. В семье должно быть твердым правилом, чтобы ребенок регулярно рассказывал родителям о том, кто вручает ему подарки, кто просит сохранить тайны или пытается провести с ним время наедине.

  В некоторых случаях лицо, совершающее домогательство, является незнакомцем. Обучите своего ребенка простым правилам в отношении контактов с незнакомцами: никогда не садиться в машину с незнакомым человеком, никогда не принимать подарки и приглашения от человека, которого не знаешь.

Дети должны знать, что существуют специалисты, которые могут оказать особую помощь (учителя, педагоги-психологи, педагоги социальные, врачи, милиционеры).

Что нужно делать, если вы подозреваете совершение домогательства.

Когда вы подозреваете, что ваш ребенок подвергся домогательствам, то очень важно не сердиться на ребенка.

Не дайте вашему ребенку почувствовать, что он сделал что-то неправильное.

Не подвергайте ребенка допросу. Вы можете спросить, что могло произойти, когда и с кем, но не спрашивайте, почему это произошло.

Постарайтесь не расстраиваться на глазах у ребенка. Дети легко начинают чувствовать себя виноватыми и могут замалчивать информацию.

Постарайтесь не делать выводов, основанных на недостаточной или неясной информации.

Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника и защитить от насилия других детей.

свернуть

Научите детей видеть ложь!

Проблема сексуализированного насилия над детьми в последнее время, к сожалению, становится всё актуальнее. Родители и другие взрослые должны понимать, что пострадать от насилия может любой ребёнок. Потому главная задача это обучать детей распознавать потенциальную опасность, уметь сказать "НЕТ!" и, что очень важно, обратиться за помощью.

Интернет-портал "МОМ (ООН миграция)" является очень полезным ресурсом для того, чтобы укрепить свои знания о том, как распознать признаки насилия над ребёнком, как ему помочь и как не допустить такой ситуации. Также на их сайте можно пройти короткий тест и понять насколько хорошо Вы усвоили знания. 

Для перехода на сайт нажмите здесь.

Горячая линия - 8-801-201-5555 (доступен со стационарных телефонов, МТС, Velcom|A1, Life :) по всей территории Республики Беларусь с 8:00 до 20:00) звонок бесплатный

свернуть

Памятки

(рекомендации детям, родителям, педагогам)
развернуть

Региональная карта помощи Гродненской области несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации