РУС БЕЛ ENG

Советы родителям

План консультаций для родителей воспитанников на 2024-2025 учебный год

 

Ведущая проблема

Темы консультаций

Краткий план консультирования

СЕНТЯБРЬ

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

1.    Как подготовить ребенка к детскому саду.

2.    Как правильно прощаться с ребенком утром.

3.    Как быть, когда ребенок не хочет идти в детский сад.

4.    Как без стресса вернуться в детский сад после каникул

Обсудить тактику поведения родителей в период адаптации детей; ответить на вопросы родителей об адаптации; выдать рекомендации, чтобы облегчить адаптационный период у детей.

Техники консультирования: совет, активное слушание

ОКТЯБРЬ

Как способствовать формированию познавательных процессов у детей

1.    Как развивать любознательность ребенка.

2.    Как развивать память и внимание у детей.

3.    Как использовать интернет в целях развития ребенка.

4.    Что и как читать с дошкольником.

5.    Как обеспечить развитие детей в период длительного нахождения дома

 

Сообщить родителям возрастные нормативы формирования основных познавательных процессов; обучить родителей развивающим играм с детьми; предостеречь их от ошибок, которые могут тормозить развитие познавательных процессов.

Техники консультирования: сообщение, интерпретация данных, психолого-педагогические назначения, практикум

НОЯБРЬ

Как сохранить физическое и психологическое здоровье членов семьи

1.    Каковы признаки физического и психологического благополучия и признаки заболевания.

2.    Как провести профилактику стрессов у детей и родителей, в том числе в период длительного нахождения дома.

3.    Как правильно организовать отдых детей и родителей.

4.    Как сохранить благополучный психологический микроклимат в семье в период длительного нахождения дома

Информировать родителей о признаках, которые указывают на нормальное состояние физического и психического здоровья, а также о возможных отклонениях; обучить их приемам снятия психоэмоционального напряжения; выдать рекомендации, чтобы организовать режим отдыха в семье.

Техники консультирования: беседа, тренинг, информирование

ДЕКАБРЬ

Как справиться с возрастными проблемами ребенка

1.     Что нужно знать родителям о возрастных кризисах у детей.

2.    Как реагировать на манипулятивный стиль общения детей.

3.    Как справиться с упрямством и капризами у детей.

4.    Что хочет сообщить ребенок, когда проявляет негативизм и агрессию.

5.    Каковы основные протестные формы поведения дошкольников.

6.    Какие вредные привычки может перенять дошкольник и как с ними бороться

Сообщить родителям информацию о периодах взросления дошкольников и кризисных промежутках развития: дать название кризису, рассказать о новообразованиях личности и проявлениях кризиса в по ведении; сообщить родителям тактики правильного поведения родителей в случае, если ребенок дисгармонично проживает возрастной кризис; выдать рекомендации для случаев, если ребенок проявляет девиантные формы поведения.

Техники консультирования: фокусирование, совет, побуждение к рефлексии

ЯНВАРЬ

Как решить проблемы социализации ребенка

1.    Как справиться с драчливостью у ребенка.

2.    Что делать, если истерика становится стилем общения ребенка.

3.    Как научить ребенка играть.

4.    Каковы плюсы и минусы застенчивости.

5.    Что делать, если с ребенком никто не дружит

Обсудить трудности в социализации детей; выдать рекомендации, как снимать негативные проявления в поведении детей; рассказать родителям, как по мочь детям научиться выстраивать отношения с окружающими людьми.

Техники консультирования: рефлексивное слушание, ин формирование, поиск альтернатив

ФЕВРАЛЬ

Как формировать самостоятельность у ребенка

1.    Как помочь ребенку во время кризиса «Я сам».

2.    Как установить обязанности ребенка в семье.

3.    Как давать ребенку трудовые поручения: объем, контроль, помощь со стороны взрослых

Оказать родителям психологическую помощь, чтобы формировать самостоятельность у дошкольников; рассказать им, как не упустить момент, когда у ребенка начинает развиваться самостоятельность, – во время кризиса трех лет «Я сам»; помочь родителям определить круг обязанностей и ответственности ребенка в семье; обучить их правильной тактике поведения, чтобы давать ребенку поручения.

Техники консультирования: совет, директива, побуждение к рефлексии

МАРТ

Какие ошибки воспитания могут допустить родители и как их решить

1.    Как справиться с непослушанием ребенка.

2.    Что делать, когда ребенок лжет.

3.    Как договориться с «неуправляемым ребенком».

4.    Как реагировать на детское воровство.

5.    Что делать, если ребенок боится родителей.

6.    Как установить и не потерять родительский авторитет

Обсудить проблемы, которые возникают у родителей в воспитании детей; найти причины плохого поведения у детей и проанализировать воспитательные методы родителей; совместно запланировать корректирующие меры, чтобы устранить ошибки воспитания.

Техники консультирования: побуждение к рефлексии, открытый вопрос, активное слушание, психолого-педагогическое назначение

АПРЕЛЬ

Как способствовать развитию личности ребенка

1.    Как формируется темперамент и характер ребенка, на что можно влиять воспитанием.

2.    Как определить способности ребенка.

3.    Как и в каком количестве выбирать кружки, секции и другие услуги дополнительного образования

Рассказать родителям, как протекает процесс развития личности дошкольника; обсудить моменты, которые волнуют родителей; помочь родителям определить способности детей; выдать рекомендации, как выбирать услуги дополнительного образования.

Техники консультирования: ин формирование, совет, резюме

МАЙ

Как сформировать психологическую готовность ребенка к школе

1.    Как определить, готов ли ребе нок к школе.

2.    Как организовать летний отдых детей с пользой для их развития.

3.    Что должно измениться в поведении родителей первоклассника по сравнению с дошкольным периодом

Помочь родителям определить показатели готовности к школьному обучению; вовлечь их в процесс психологической подготовки дошкольника к смене социальной роли; помочь родителям психологически подготовиться к тому, чтобы изменить стратегию поведения и образа жизни в связи с началом учебы в школе.

Техники консультирования: информирование, фокусирование, поддержка, совет

 

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и другие. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией. 

3. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 

4. Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает». 

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и другие. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и другие

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы. 

8. Если ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день. 

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин мяч», «Круглый мяч» и другие.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПО АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

 ПРИВЫКАЕМ К ДЕТСКОМУ САДУ

  1. Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
  2. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. 
  3. Иногда детям легче привыкнуть к детскому саду, если в новой для него обстановке есть что-то от дома, например, любимая игрушка. Пусть любимый мишка малыша ходит вместе с ним в детский сад. Расспросите ребенка о том, что с игрушкой происходило в садике, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как чувствует себя сам малыш в детском саду.
  4. Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат. 

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка  к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых  заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво - спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20 40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

  1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
  2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
  3. Развивать подражательность в действиях; «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
  4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, что ребенок недостаточно самостоятелен в группе. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
  6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

Что делать, если...

                Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

  1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
  3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
  4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
  5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении ДОУ.
  6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
  8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

  1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
  3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  4. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.
  5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
  6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались. Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу.
  7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
  8. Устройте семейный праздник вечером.
  9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
  10. Будьте терпеливы.
свернуть

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…(советы психолога)

Если ребёнок начал ходить в детский сад.

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада. 

2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. 

3. Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов. 

4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребёнка. 

5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада. 

6. Поддерживайте дома спокойную обстановку. 

7. Не перегружайте ребёнка новой информацией. 

8. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы. 

Если ребёнок плачет при расставании с родителями. 

1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду. 

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком беспокойства. 

3. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку, какой-то домашний предмет. 

4. Принесите в группу свою фотографию. 

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке…) 

6. Будьте особенно внимательны к ребёнку, когда забираете его из сада. 

7. После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке. Дайте ему возможность поиграть в подвижные игры. 

8. Устройте семейный праздник вечером. 

9. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу. 

10. Будьте терпеливы.

свернуть

Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста

Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в
формировании личности ребенка. Особенно велико значение адекватного уровня
притязаний в подготовке детей к школьному обучению. Но так же известно, что
ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие
особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где
основная роль принадлежит семье и детскому саду.
Стоит отметить необходимость согласованности действий детского сада и
семьи в формировании адекватной самооценки дошкольников.
Родители должны помнить основные правила воспитания:
1. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не
умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок не может сохранить
побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, своих
силах, способностях. С переживания низкой самооценки, вызванной отношением
взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.
2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка
распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его
поведение. Оценка личности ребенка блокирует развитие ребенка и формирует
комплекс неполноценности и неадекватную заниженную самооценку и уровень
притязаний.
3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного
к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную
окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
4. Недопустимо сравнивать ребенка, его дела и поступки с кем-то другим, его
нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются, с одной стороны,
психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, упрямство,
зависть.
5. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в
которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он
может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.
6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной
адаптации ребенка исходила из его возможностей.
7. В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только
положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому
задабриванию.
Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей
обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также
формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

свернуть