Общие положения
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психо-физиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи интеллектуально-познавательного профиля, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь.
Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяющей ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
- помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к
письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе;
- развивать зрительно-моторную координацию, мышление, внимание,
память, речь, слуховое восприятие;
- формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в
школе.
Программа базируется на следующих принципах:
- принцип актуальности;
- принцип целенаправленности;
- принцип индивидуальности, доступности, последовательности;
- принцип систематичности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип результативности;
- принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Особенности программы:
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Возраст обучающихся детей – 5-6 лет.
Особенности детей данной возрастной группы
- Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается не полная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
- Несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
- Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
- Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Сроки реализации программы: долговременные
Форма и режим организации образовательного процесса:
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 25 минут.
Наполняемость группы: 10 человек.
Методы и средства:
Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами, графические упражнения.
Работа с родителями:
- Беседы, консультации об особенностях психо-физиологическом развитии детей 5-6 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.
- Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.
- Разучивание пальчиковой гимнастики.
Занятия объединения по интересам проводятся в помещении, соответствующем специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525), требованиям безопасного пребывания учащихся, пожарной безопасности.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование разделов, тем
|
Количество часов
|
всего
|
теоретических
|
практических
|
1.
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
0
|
2.
|
Графические умения и навыки
|
26
|
3
|
23
|
3.
|
Геометрические фигуры и форма предметов
|
4
|
0
|
4
|
4.
|
Количество и счет
|
5
|
0
|
5
|
|
Всего часов
|
36
|
4
|
32
|
Содержание программы
Вводное занятие
Правила безопасного поведения на занятии, требования безопасности к рабочему месту занятия, инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к месту занятия.
Графические умения и навыки
Формирование элементарных графических умений необходимых для овладения письмом: рисование линий разных конфигураций «прямые», «наклонные», «волнистые», «пунктирные», «параллельные»; штриховка «вертикальная», «горизонтальная».
Практические занятия
Рисование по клеточкам. Передача конфигураций элементов узора с учетом симметрии. Использование графических элементов разной сложности: образные, условные. Ориентирование в пространстве, подсчет клеточек, поддержка пространственного расположения, определение расстояния между фигурами.
Количество и счёт
Понятия «цифра», «число», «количество», «равенство», «неравенство». Соотношение цифры и количества. Знакомство с цифрами от 1 до 10. Отношения между числами в пределах 10.
Практические занятия
Письмо цифр по точкам. Отгадывание математических загадок. Соотношение цифры с количеством предметов. Порядковый счёт в пределах 10. Количественный счёт предметов. Дидактическая игра «Сколько? Который? Какой по счёту?». Определение равенства и неравенства групп предметов на расстоянии. Определение равенства и неравенства групп предметов по величине. Определение равенства и неравенства групп предметов по форме.
Геометрические фигуры
Понятия «круг», «овал», «треугольник», «квадрат», «прямоугольник». Геометрические тела «шар», «куб», «цилиндр», «конус». Размер геометрических фигур и тел. Геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
Практические занятия
Элементарное обследование геометрических фигур (прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, конус). Осуществление различных действий с плоскими и объемными геометрическими фигурами. Определение формы предметов на основе сходства со знакомыми геометрическими фигурами. Группировка и классификация по 1-2 признакам (по цвету и величине, по величине и форме и др.).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса;
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.
Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если поддерживается связь, понимание и оказание помощи со стороны родителей.
Перспективное планирование
«Подготовка руки к письму» для детей 5-6 лет
|
СЕНТЯБРЬ Тема, цели
|
1
|
Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй карандаш)
Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.
|
2
|
Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги
(Здравствуй карандаш)
|
3
|
Рисуем вертикальные линии.
(Веселый дождик)
Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.
|
4
|
Регулируем нажим на карандаш.
(Дождик тише, дождик громче.)
Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева, в центре, вверху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш (Ручку)
|
|
ОКТЯБРЬ Тема, цели
|
1
|
Вырезаем ножницами.
(Аппликации Дом для трех поросят)
Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги
|
2
|
Рисуем вертикальные линии.
(Строим забор)
Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от
друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них
|
3
|
Регулируем нажим на карандаш
(Разукрашиваем забор)
Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия
правой и левой руки.
|
4
|
Раскрашиваем рисунок
(Цыплята гуляют на лужайке)
Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги
и карандаша.
|
|
НОЯБРЬ Тема, цели
|
1
|
Горизонтальные линии
(Учимся рисовать дорожку)
Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.
|
2
|
Горизонтальные линии
(Дорожки для автомобилей)
Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.
|
3
|
Пунктирные линии
(Чудесный платочек)
Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.
|
4
|
Пунктирные линии
(Украсим платочек)
Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук.
|
|
ДЕКАБРЬ Тема, цели
|
1
|
Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии ( Расчески для куклы)
Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу
|
2
|
Штриховка горизонтальными линиями
(Учимся штриховать)
Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики
|
3
|
Штриховка вертикальными линиями
(Учимся штриховать)
Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук
|
4
|
Штриховка наклонными линиями
(Учимся штриховать)
Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.
|
|
ЯНВАРЬ Тема, цели
|
1
|
Рисование по точкам
(Учимся рисовать по точкам)
Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.
|
2
|
Волнистая линия
(Волны большие, волны маленькие)
Учить рисовать волнистую линию, слева на право.
Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию.
|
3
|
Волнистая линия
(Волны большие, волны маленькие)
Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура
|
4
|
Вырезание ножницами
(Резные снежинки)
Формировать умение вырезать по заданным линиям, развивать зрительно-моторную координацию, двигательную активность пальцев
|
|
ФЕВРАЛЬ Тема, цели
|
1
|
Линии в различных направлениях
(Елочка - зеленая иголочка)
Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение
соблюдать направление линии.
|
2
|
Вырезание ножницами
(Волшебные ладошки (елка))
Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук.
|
3
|
Рисование
(Ах, ты зимушка-зима)
Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право.
|
4
|
Линии разных направлений
(Мороз рисует узоры на стекле)
Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение
соблюдать на листе бумаги направление линий.
|
|
МАРТ Тема, цели
|
1
|
Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные
(Украсим рукавички)
Закрепить умение проводить линии разных видов:
вертикальные, горизонтальные, волнистые,
пунктирные. Развивать зрительно-моторную
координацию
|
2
|
Спираль
(Волшебный клубочек)
Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать
восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ.
|
3
|
Спираль
(Волшебный клубочек)
Продолжать формировать умение самостоятельно
рисовать клубочки на свободном пространстве
листа.
|
4
|
Штриховка
(Заштрихуй рисунок)
Продолжать формировать умение штриховать только в заданном направление, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линей, не сближать штрихи.
|
|
АПРЕЛЬ Тема, цели
|
1
|
Рисование полукругов
(Цветы на лугу)
Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец.
|
2
|
Рисование круглой формы
(Угощение для друзей)
Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета
|
3
|
Рисование круглой формы
(Угощение на тарелочках)
Продолжать учить рисовать предметы круглой формы
(тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения
|
4
|
Рисование круглой формы
(Рисуем веселого снеговика)
Закрепить умение рисовать предметы круглой формы,
продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве
листа.
|
1
|
Учимся писать цифры (цифра 1,2)
Учить писать цифру 1 и цифру 2. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол.
|
2
|
Учимся писать цифры
(Цифра 3 и 4)
Учить писать цифру 3 и 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать
слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.
|
3
|
Учимся писать цифры
(Цифра 5 и 6)
Учить писать цифры 5 и 6. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.
|
4
|
Учимся писать цифры
(Цифры 7 и 8)
Учить писать цифры 7 и 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела.
|
5
|
Учимся писать цифры
(Цифры 9 и 10)
Учить писать 9 и 10. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации.. Развивать
внимание, сосредоточенность, следить за
правильным положением тела
|
Литература и информационные материалы
- Кодекс Республики Беларусь об образовании: по состоянию на 1 сент. 2022 г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 512 с.
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-7 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2001г. – 50с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 88с.
- Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г. Косина Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001г. – 20с.
- Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
- Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.// Дошкольное воспитание №2 2008.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: «Владос», 2001г. – 50с.
- Гаврина С.Е Щербинина С.В. Готовим руку к письму, Развиваем мышление, Учимся решать задачи «РОСМЭК» 2006г. – 123с.
- Юматова И.А. Пропись, сказка и штриховка – это к школе подготовка. – Мозырь: «Содействие», 2009 г. – 40 с.